Московский
Фестиваль НАУКА 0+
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА
«Вселенная
устойчивого развития»
Российский университет дружбы народов
имени Патриса Лумумбы
10-11 октября 2025 года
Московский
Фестиваль НАУКА 0+
ТЕМАТИЧЕСКАЯ
ПЛОЩАДКА
«Вселенная
устойчивого
развития»
Российский
университет
дружбы народов
имени Патриса
Лумумбы
10-11 октября
2025 года
вход свободный
Команда РУДН приглашает погрузиться в мир Вселенной устойчивого развития — семнадцати глобальных целей, которые были приняты Генеральной ассамблеей ООН в 2015 году. Вместе эти цели представляют подробный план для достижения лучшего будущего стран мира: от достижения гендерного равенства и ликвидации нищеты до борьбы с изменениями климата; от получения чистой энергии до улучшения качества систем образования и здравоохранения к 2030 году.
Что такое устойчивое развитие?
Оно предполагает, что качество жизни человека повышается, а негативное воздействие на окружающую среду минимизируется. Запрос общества на серьезные перемены в сторону устойчивости усиливается с каждым годом.
Факты о состоянии планеты и человечества на сегодняшний день:
  • Если население планеты достигнет 9,6 миллиарда человек к 2050 году, потребуются ресурсы трех планет Земля, чтобы обеспечить условия существования населения.
  • Около 2,6 миллиардов человек не пользуются Интернетом, 90 процентов из которых проживают в развивающихся странах.
  • По данным ООН, более четверти миллиарда человек потенциально находятся на грани голода.
  • Во всем мире число детей школьного возраста, не посещающих школу, до сих пор составляет 250 миллионов.
  • 3 из 10 жителей планеты не имеют доступа к безопасным управляемым источникам питьевой воды, а 6 из 10 не имеют доступа к услугам санитарии.
  • По миру в целом 4/5 случаев смертности среди детей в возрасте до пяти лет по-прежнему приходятся на Африку к югу от Сахары и Южную Азию.
Что каждый из нас может сделать уже сейчас? Открыто говорить о проблемах и предлагать пути их решения. Ждем в РУДН неравнодушных исследователей — лидеров, готовых менять мир к лучшему, анализировать социокультурную и политическую динамику, чувствовать новые тенденции и действовать.
Почему РУДН — вуз-эксперт в области ЦУР?
  • Цели устойчивого развития — стратегический ориентир для РУДН.
  • Университет последовательно интегрирует ESG-принципы (экологические, социальные и управленческие аспекты) во все ключевые направления своей деятельности.
  • РУДН — первый в России и 22 в мире по данным международного рейтинга университетов UI GREENMETRIC.
  • РУДН — первый в России аккредитованный орган по валидации и верификации парниковых газов.
  • РУДН — первый российский университет, подготовивший отчет о результатах в достижении 17 ЦУР с применением международных стандартов GRI и с одновременным проведением независимого аудиторского и общественного заверения нефинансовой отчетности.
  • РУДН вошел в ESG-рэнкинг вузов стран ЕАЭС Национального рейтингового агентства:
    • 2 место в России и странах ЕАЭС;
    • ТОП-5 университетов ЕАЭС по качеству управления.
  • Форматы
    тематической
    площадки:


    • мастер-классы
    • лекции
    • химическое шоу
    • интерактивная выставка
    • экскурсии в лаборатории
  • Мероприятия площадки показывают пути достижения всех 17 целей устойчивого развития мира:

    • ЦУР 1. Ликвидация нищеты
    • ЦУР 2. Ликвидация голода
    • ЦУР 3. Хорошее здоровье и благополучие
    • ЦУР 4. Качественное образование
    • ЦУР 5. Гендерное равенство
    • ЦУР 6. Чистая вода и санитария
    • ЦУР 7. Недорогостоящая и чистая энергия
    • ЦУР 8. Достойная работа и экономический рост
    • ЦУР 9. Индустриализация, инновации и инфраструктура
    • ЦУР 10. Уменьшение неравенства
    • ЦУР 11. Устойчивые города и населенные пункты
    • ЦУР 12. Ответственное потребление и производство
    • ЦУР 13. Борьба с изменением климата
    • ЦУР 14. Сохранение морских экосистем
    • ЦУР 15. Сохранение экосистем суши
    • ЦУР 16. Мир, правосудие и эффективные институты
    • ЦУР 17. Партнерство в интересах устойчивого развития
Приглашаем всех, кто понимает, что разные точки зрения ведут к взвешенным решениям, способствующим росту равенства в мире.

Глобальный мир — сложный, динамичный и мультикультурный. Мы можем быть просто наблюдателями, а можем сделать его лучше. Присоединяйтесь к тематической площадке РУДН «Вселенная устойчивого развития»!
Программа площадки на Фестивале:
11 октября
с 10:00 до 19:00
1
ЦУР 1. Ликвидация нищеты
ЦУР 8. Достойная работа и экономический рост
ЦУР 10. Уменьшение неравенства
Экономический факультет РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Виртуальная стена «Бизнес-идеи для будущего»
    Возможность поделиться своими уникальными идеями и мечтами о научных открытиях и проектах в сфере экономики и бизнеса, которые участники Фестиваля хотели бы реализовать (с помощью онлайн-сервиса по созданию облака слов)
  • Таро экономиста
    Игра для предсказания финансового положения, профессионального роста и планирования будущего
  • Игра «Бизнес-квест»
    Участники решают задачи и выбирают устойчивые решения для бизнеса, чтобы повысить экономическую и социальную эффективность компании
  • Квиз «Фактчекинг: женщины во власти»
    Участникам предлагается оценить правдивость фактов о способностях женщин в бизнесе, об известных женщинах и их достижениях, крылатые (стереотипные) утверждения. Квиз направлен на повышение уровня осведомленности участников о достижениях и о возможностях профессионального развития женщин в бизнесе и государственном управлении в разных странах
  • Мастер-класс «Метавселенная бизнеса
    Как превратить идею в деньги": обзор ключевых бизнес-трендов; акцент на востребованных экономических и бизнес-профессиях будущего; примеры интересных и перспективных стартапов, функционирующих с учетом принципов устойчивого развития; топ-5 советов как подготовиться к экономике будущего: какие предметы изучать, какие навыки развивать, чтобы быть успешными в будущем
  • Игра «Выбор и альтернативная стоимость»
    Примеры выбора различных бизнесов для развития экономики несуществующей страны. Визуализация в виде весов, где на одной чаше «плюсы» одного выбора, на другой — «плюсы» другого. Ограничением выступает вклад бизнеса в усугубление глобальных проблем. Подчеркивается, что каждый выбор влечет за собой альтернативную стоимость — то, от чего мы отказываемся, а также что достижение устойчивых экономических результатов можно достигнуть в долгосрочной перспективе с учетом социальной ответственности
  • Игра «Бюджет на выживание»
    Симуляция жизни на 200 рублей в день: участники распределяют воду и еду, одежду, жильё, услуги связи (интернет), транспорт. Игра учит понимать потребности и сложность выбора
2
ЦУР 2. Ликвидация голода
Аграрно-технологический институт РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Мастер-класс «Вырастим растение в космосе»
    Рассмотрим введение в космическую биотехнологию, продемонстрируем научное оборудование, соберем собственную мини-экосистему
  • Создание уникального корма для рыб
    Представьте себе уютную светлую студию, где утром собирается разношёрстная группа любителей аквариумистики — от начинающих до заядлых «рыбных» энтузиастов. На полках — коллекции стеклянных баночек, поделочных формочек и мерных ложек. Лёгкий рыбный аромат эфирных масел мягко перекликается с шорохом бумаги и смехом друзей. Обсудим, из чего мы делаем уникальный корм для рыб, почему добавляем в него кожуру ананаса, немного лаванды и поделимся секретным ингредиентом!
3
ЦУР 3. Хорошее здоровье и благополучие
Институт фармации и биотехнологии РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • «Фарма-мастерская»
    Участники попрактикуются собирать лекарственные капсулы самостоятельно — с помощью специального оборудования
Аграрно-технологический институт РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Мастер-класс с элементами квеста «Хирургический инструментарий»
    Угадаем хирургические инструменты по характеристикам
  • Мастер-класс «Зарисуй свою ткань»
    Нарисуем препараты четырех видов тканей с использованием микроскопов и микроснимков
  • Мастер-класс «Остеология, видовые особенности»
    Соотнесем видовые особенности с видами животных (в рамках науки о костях)
  • Мастер-класс «Гистология: от препарата до исследования»
    Покажем начальные этапы в любых исследованиях тканей
4
ЦУР 3. Хорошее здоровье и благополучие
ЦУР 17. Партнерство
Медицинский институт РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Мастер-класс «Определение и предмет хирургии»
    Рассмотрение основных задач и направлений хирургической деятельности
  • Мастер-класс «Исторический обзор»
    Изучение этапов развития хирургии от древних времен до современности, ключевые открытия и вклад выдающихся хирургов
  • Мастер-класс «Современная хирургия»
    Ознакомление с основными направлениями хирургической специализации (сердечно-сосудистая, абдоминальная, нейрохирургия и др.)
  • Мастер-класс «Перспективы развития»
    Обзор современных технологий и инновационных методов в хирургии, в том числе минимально инвазивных техник
  • Мастер-класс «Основы лапароскопической хирургии»
    Программа мастер-класса:
    • Принципы лапароскопической хирургии: Ознакомление с основными принципами, преимуществами и ограничениями лапароскопических операций.
    • Оборудование и инструментарий: Обзор лапароскопического оборудования и специализированных инструментов.
    • Демонстрация лапароскопических операций: Просмотр видеоматериалов, демонстрирующих проведение лапароскопических операций.
    • Практическое занятие на тренажерах: Предоставление возможности участникам освоить базовые навыки работы с лапароскопическими инструментами на специализированных тренажерах.
  • Мастер-класс «Осмотр стоматологического пациента»
    Обучение домашней гигиене полости рта. Обсуждение интересующих вопросов
  • Мастер-класс «Профилактика предраковых заболеваний и рака шейки матки»
  • Мастер-класс «Роль рисунка в визуализации и понимании анатомических образований»
  • Мастер-класс «Анатомическое лего»
    Участники зарегистрировавшись по QR-коду отвечают на вопросы ведущего по строению человека, а ассистент включает видео и вставляет детали органа в макет человека
  • Мастер-класс «Почувствуй себя главным врачом»
    Участники в игровой форме «надевают халат» и решают что делать в той или иной ситуации
  • Мастер-класс «Собери свою продуктовую корзину»
    Участникам предлагается выбрать «здоровые» и «нездоровые продукты». Одновременно с этим участники могут узнать больше о питании, ЗОЖ и другое
  • Мастер-класс «Рецепты ЗОЖ»
    Каждому участнику предлагается написать в книгу рецептов свой рецепт здорового образа жизни
  • Мастер-класс «Кругосветное медицинское путешествие»
    С тематикой разных стран мира и здравоохранения в нем
  • Мастер-класс «Собственные медицинские игры»
    (разработка участников и СНК и ПСО)
  • Выставка «Разнообразие тканей человеческого организма»
    Представлены гистологические препараты и плакаты с фотографиями тканей человеческого организма. В ходе выставки гостям расскажут про строение и функции тканей и органов человеческого организма
  • Мастер-класс «Демонстрация внутривенной, СЛР (ABCDE), инъекции»
    Викторина по оказанию первой помощи (дисмургия), А/Д, динамометр кистевой
  • Мастер-класс по оказанию первой помощи
  • Лекция о правильном уходе за кожей
  • Демонстрация работы видеодерматоскопа с привлечением посетителей
  • Лекция об ИППП и их профилактике
5
ЦУР 4. Качественное образование
Институт русского языка РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Мастер-класс «Цифровой инструмент своими руками» 
  • Мастер-класс «Магия Python: создаем облако слов»
  • Квест «Филологическое путешествие в цифру»
  • Мастер-класс «Секреты харизмы, или ораторское искусство как на ладони»
  • Интерактивная лекция «От сети рыболовной до социальной. Как это устроено и как не попасться в сети» и мастер-класс по плетению рыболовной сети
Филологический факультет РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Профориентационное тестирование
  • Игра «Я тебе русским языком объясняю: квант — это…»
    Попросим гостей понятным языком объяснить сложные термины по физике и квантовой механике
  • Мастер-класс по журналистике «МедиаМания»
    Погрузись в захватывающий мир журналистики и почувствуй себя настоящим корреспондентом! «МедиаМания» приглашает пройти уникальный мастер-класс, где теория переплетается с практическими заданиями и живым общением. Участникам предстоит создать собственный репортаж с места события, погрузившись в атмосферу настоящей новостной редакции
  • Лекция «Миры японской кухни и японская кухня в мире»
  • Лекция «Квантовая нарративность: японский постмодернизм как суперпозиция смыслов»
  • Просмотр фильма студентов РУДН: «Гуманистическая роль научной фантастики в Японии»
  • Викторина «Угадай физический термин»
6
ЦУР 5. Гендерное равенство
Институт иностранных языков РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Квиз «Кто это сделал?»
    Известные учёные и их открытия (многие ученые — женщины)
  • Интерактив с фактами: сколько девочек не ходят в школу и почему
  • Уголок психолога «Здоровое общество начинается с нас!»
    Комплекс психологических тестирований: «Путешествие в мир своего «Я», «Как я коммуницирую», «Рисуночные технологии на эмпатию», и пр.
  • Настольная игра «Go Goals!»
    Проводится на английском языке на основе материалов United Nations Regional Information Centre (UNRIC)
В рамках идеи партнерства в целях устойчивого развития ООН (ЦУР 17) «Actions for a world working together — Study a new language&Learn about a different culture»: интерактивные игры, квизы и мастер-классы на иностранных языках:
  • Лингвистическая прокачка «Happy English»
  • Изучение испанского языка: тренд или необходимость?
  • Мастер-класс по бачате
7
ЦУР 9. Индустриализация, инновации и инфраструктура
ЦУР 12. Ответственное потребление и производство
Инженерная академия РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Мастер-класс «Водород — топливо будущего или реальность уже сегодня?»
  • Лекция «Сокровища Земли: как нефть и руда делают нас богаче»
  • Мастер-класс «Искры, металл и магия: как работает сварка?»
  • Лекция «Опыты с климатом: что происходит с водой?»
  • Мастер класс «Нефть или золото? Выбирай путь к богатству»
  • Мастер-класс «Как превратить выхлоп в пар: водородные технологии»
  • Мастер-класс «Композиция и перспектива: рисуем как архитектор»
  • Лекция «От месторождения к рынку: путь черного и желтого золота»
8
ЦУР 6. Чистая вода и санитария
ЦУР 7. Недорогостоящая и чистая энергия
ЦУР 11. Устойчивые города и населенные пункты
ЦУР 13. Борьба с изменением климата
Институт экологии и Аграрно-технологический институт РУДН рассказывают о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Эксперименты с очисткой воды и игра «Водный след»
    • Участники самостоятельно создают простой фильтр из доступных материалов, таких как уголь, песок и ткань. Это позволяет наглядно увидеть, как происходит очистка загрязнённой воды. Такой опыт помогает понять, почему доступ к чистой воде не является повсеместным.
    • Игра «Водный след» представляет собой интерактивное занятие, в ходе которого участники должны угадать или подсчитать, сколько воды требуется для производства различных продуктов, таких как футболка, гамбургер или шоколадка. Это помогает осознать, как много воды используется в повседневной жизни и как важно делать осознанный выбор.
  • Определение качества воды с помощью тест-полосок
    Участники проводят экспресс-анализ проб воды, используя специальные тест-полоски. С их помощью можно определить уровень pH, содержание нитратов, жёсткость воды и другие показатели. Этот простой, но научно обоснованный метод позволяет контролировать качество воды даже в бытовых условиях.
  • Аквариум с «электрическими» рыбками/водорослями
    Инсталляция с движущимися под действием тока элементами. Демонстрирует, как живая вода может быть источником жизни и энергии.
  • Биомониторинг водоемов
    Участники определяют уровень загрязнения воды с использованием карточек-индикаторов по макетам водоёмов и внешнему виду растений и организмов.
  • Сделай солнечную зарядку
    Мастер-класс, где участники собирают простой девайс с солнечной панелью, который может заряжать телефон или лампочку.
  • Зона «Велогенератор» — крути педали и зажги лампочку!
    Участники генерируют электричество собственными усилиями. Настоящая эко-гонка на двух велостанциях.
  • Опыт «Электричество из картошки»
    Участники узнают, как с помощью обычных овощей можно вырабатывать ток. Весёлый и наглядный способ объяснить основы электричества.
  • Мини-модели возобновляемых источников
    Действующие модели солнечной панели, ветрогенератора и других источников показывают возможности зелёной энергетики.
  • Стенд «Экология в космосе»
    Мастер-класс по космическому биомайнингу: грибы добывают металлы из «лунного» грунта. Посадка растений в инопланетные субстраты: моделирование энергоэффективного жизнеобеспечения в космосе
  • Конструктор «Город будущего»
    Участники создают устойчивый город: с велодорожками, парками, солнечными батареями и зоной без машин.
  • Игра «Шум vs Тишина»
    Замерь уровень шума в разных зонах фестиваля и подумай, как можно уменьшить шумовое загрязнение в городе.
  • Симуляция «Зелёный маршрут»
    Интерактив с картой города: участники прокладывают экологичные маршруты — через зелёные зоны, с использованием велотранспорта и пеших троп.
  • Квиз про устойчивые города
    Участники угадывают реальные города, в которых применяются инновационные экологические решения (экотранспорт, «зелёные крыши», система сбора дождевой воды).
  • Мастер-класс «ЖКХ»
    Обсуждаются простые действия, которые каждый может выполнять дома, чтобы улучшить устойчивость городской среды: экономия воды, тепла, сортировка отходов. Проводится в формате интерактивной викторины.
  • Стенд «Экологическая медицина и экология человека»
    Исследование воздействия городской среды на кожу и здоровье (пыль, микропластик, микрофлора).
  • Мини-парник: опыт с CO₂ и температурой
    Участники видят, как парниковый эффект влияет на климат: в закрытой ёмкости с CO₂ температура поднимается быстрее.
  • Игра «Климат-квест»
    Участники решают задачи и выбирают экологичные решения, чтобы уменьшить углеродный след города/страны.
  • Климатическая битва мемов
    Участники создают экологические мемы (на тему глобального потепления, бездействия, углеродного следа). Лучшие распечатываются и формируют «Стену мемов».
  • Дебаты по экопривычкам
    Участники защищают или критикуют повседневные действия (ездить на авто, покупать воду в пластике и т. п.).
  • Стенд «Радиоконтроль»
    Демонстрация накопления радионуклидов как следствия катастроф и загрязнений. Работа с камерой Вильсона — визуализация радиации и обсуждение её последствий для климата.
9
ЦУР 14. Сохранение морских экосистем
Институт экологии РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Пищевая цепь океана и микропластик
    Интерактивная зона, где участники узнают, как пластиковый мусор разрушает экосистему морей
  • Пластиковый монстр
    Инсталляция в виде морского существа, куда можно добавлять пластиковый мусор — визуализирует, как загрязнение влияет на океан
  • Акустика океана
    Участникам предлагается надеть наушники и послушать реальные звуки морских млекопитающих, а затем — шум от судов. Контраст вызывает сильный эмоциональный отклик
  • Интерактив «Мусорное пятно»
    В аквариуме имитировано пятно мусора, участники пытаются очистить его сачком
Аграрно-технологический институт РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Научно-популярная лекция «Мировой океан: экологический кризис и пути решения»
    Знакомимся с проблемой загрязнения мирового океана микропластиком, нефтепродуктами и другими загрязняющими веществами. Как складывается ситуация в настоящее время, какие есть проблемы и как их решают в мире, что предлагает современная наука
  • «Мусорный квест»
    Цель: собрать как можно больше «мусора» за определенное время и рассортировать его.
    Реквизит:
    1. Карточки с изображениями различного «мусора» в том числе, пластиковых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых пакетов, пищевых отходов, рыболовных сетей, медицинских масок, консервных банок, бочек с нефтью, батареек, аккумуляторов.
    2. Карточки с изображением корабля, морского буя, айсберга, маяка и других объектов, т. е. «не мусор».
    3. Корзины для сортировки: пластик, стекло, пищевые отходы, опасные отходы.
    Правила:
    • Дети становятся «спасателями моря». На столе (на полу) раскладывают карточки с изображением «мусора» и «не мусора». За 3 минуты нужно собрать и рассортировать «мусор». Карточки с «не мусором» нужно оставить на столе.
    После истечения времени подводим итоги. Все ли «мусорные» карточки собраны, в каких корзинах оказались карточки, почему? Обсуждаем с детьми, как мусор попадает в океан, какой вред он наносит морской экосистеме и ее обитателям, как предотвратить загрязнение океана и что делать с мусором.
  • «Чистый океан»
    1. Берем чистую воду в стакане и капаем в нее несколько капель нефти. Обсуждаем, что произошло, как ведет себя нефть в воде, какую угрозу она представляет морским экосистемам.
    2. Предлагаем участникам очистить воду разными способами: собрать нефть ложкой, профильтровать через сито, марлю, песок и фильтр для воды. Обсудить результаты, рассказать, как очищают воду и пляжи от нефти.
10
ЦУР 15. Сохранение экосистем суши
Институт экологии РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Мини-сад в бутылке (флорариум)
    Участники создают маленькую экосистему в закрытом сосуде, узнают о круговороте веществ и роли растений
  • Зона «След зверя»
    Угадай животное по отпечаткам лап, узнай, где оно обитает и какие угрозы его окружают
  • Лесной аромат
    Угадай растение по запаху: участники пробуют флаконы с ароматами хвои, мха, мяты и других природных объектов
  • Дерево «обещаний»
    Макет дерева, на котором участники оставляют «листья» с обещаниями: сортировать мусор, посадить дерево, отказаться от пластика и др.
  • Красная книга и география
    Участники соотносят животных из Красной книги с регионами России, где они находятся под угрозой исчезновения. Позволяет задуматься о сохранении биоразнообразия
Аграрно-технологический институт РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Научно-популярная лекция для широкой аудитории «От Арктики до тропиков: как устроены экосистемы Земли»
    Знакомимся с разнообразием экосистем суши от Арктики и Антарктики до тропиков, узнаем о проблемах сохранения окружающей среды в современном мире, говорим о глобальных экологических проблемах: загрязнение воздуха, воды и почвы, потеря биоразнообразия, деградация почв и сокращение лесного покрова Земли, накопление отходов.
  • Игра «След зверя» и «Звуки зверя»
    Угадай животное по отпечаткам лап и звукам, узнай об их среде.
  • Игра «Живая цепь питания»
    Правила: Каждый ребёнок вытягивает карточку со своей ролью, т. е. становится определенным животным или растением. После этого детям нужно построить цепь питания, встав в нужной последовательности и взяться за руки. Например, трава (лист дерева) → насекомое (саранча) → насекомоядная птица → хищная птица. Показать детям важность сохранения биоразнообразия, и необходимость всех видов животных (если «исчезает» одно звено (ребенок отпускает руки) — вся пищевая цепь рушится).
  • Игра «Зоологический крокодил».
    Первый раунд: дети по очереди вытягивают карточки с животными (панда, хамелеон, осьминог и др.), показывают его без слов, а остальные угадывают. Правильно ответивший забирает карточку себе. Второй раунд: животных на карточках нужно соотнести со средой их обитания. Ведущий показывает карточки (или с помощью медиаэкрана), где изображены различные ландшафты (лес, пустыня, горы, арктические льды, а может нора, берлога, дупло в дереве, муравейник), а дети должны поднять карточку животного, которое там обитает. После игры ведущий обсуждает с детьми, как разные животные приспосабливаются к среде обитания.
11
ЦУР 16. Мир, правосудие и эффективные институты
Юридический институт РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Мастер-класс «Мошенничество в интернете: риски и пути защиты»
  • Публичная лекция «Внешняя политика ЮАР в XXI веке: современные тенденции»
Аграрно-технологический институт РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Научно-популярная лекция для широкой аудитории «Не дай себя обмануть: правила поведения в сети»
    Рассматриваем вопросы информационной безопасности, разбираем, что можно, а что нельзя делать в сети, как распознать мошенников и «фейки», современные методы борьбы с киберпреступностью и обеспечение кибербезопасности.
  • Медиазона: правда vs фейк — угадай, где ложная новость
  • Квест «Хакер vs Защитник»
    Участники делятся на две команды: «хакеры» (ищут уязвимости) и «защитники» (противостоят атакам). Задания:
    1. Защитить пользователя от вирусов. Одна команда на доску наклеивает стикеры (карточки) с вредоносными программами, а другая должна подобрать стикеры (карточки) с соответствующими элементами защиты.
    2. Найти фишинговые письма в почте.
    Реквизит:
    • карточки с «вредоносными программами» (вирусы, программы-шифровальщики и др.)
    • карточки с элементами защиты (VPN, антивирус и др.)
12
ЦУР 17. Партнерство в интересах устойчивого развития
Факультет гуманитарных и социальных наук РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Интерактив на знание карты мира
  • Лекция «Русская внешняя политика и русская культура»
  • Мастер-класс «Вперед, дипломаты!»
    Игра посвящена таким аспектам международных отношений, как:
    • Особенности делового этикета восточных стран
    • Теория международных отношений
    • Вопросы по географии государств
    • Лекция «Знакомство с религиоведением» 
Факультет физико-математических и естественных наук РУДН рассказывает о достижении целей устойчивого развития в следующих форматах:
  • Увлекательная викторина «Физика без Границ»
    Весёлая и увлекательная викторина по физике для школьников, состоящая из вопросов разной сложности — от простых и занимательных до более сложных, требующих применения знаний и логики. Вопросы будут касаться различных разделов физики, с использованием интерактивных элементов (видео, демонстрации, эксперименты — в зависимости от возможностей). Цель — показать красоту и практическую значимость физики в увлекательной форме. Викторина может быть рассчитана на командное участие в отдельной аудитории.
  • Мастер-класс «Химическое шоу»
    Захватывающий мастер-класс по химии, полный ярких, безопасных, и зрелищных экспериментов! Участники увидят удивительные химические реакции, почувствуют холод жидкого азота (в безопасных условиях) и даже поучаствуют в создании бутафорской крови, которая раньше использовалась в кинематографии. Мастер-класс направлен на демонстрацию красивой и захватывающей стороны химии, пробуждая интерес к науке и показывая ее практическое применение в увлекательной форме.
  • Викторина «Все что вы хотели узнать о математике, но боялись спросить»
    Увлекательное путешествие в мир чисел и формул, полное неожиданных открытий и занимательных задач. Гости Фестиваля проверят свои знания и смекалку, рассматривая интересные вопросы на темы — от арифметики до геометрии, от логических головоломок до неожиданных применений математики в повседневной жизни.
Ученые организации на центральных площадках:
10-11 октября
«Эволюция текста: от „дописьменного варварства“ до „галактики интернета“»
Ахренова Наталья Александровна
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков РУДН, Вице-президент Национального общества прикладной лингвистики (НОПриЛ); руководитель Московского областного отделения Союза переводчиков России
«Современные возможности лечения псориаза: генно-инженерная биологическая терапия»
Жукова Ольга Валентиновна
д.м.н., профессор, заведующая кафедрой дерматовенерологии, аллергологии и косметологии медицинского института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»; главный врач ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения г. Москвы»
Псориаз — это хроническое воспалительное заболевание кожи, которое может значительно влиять на качество жизни. Однако сегодня медицина предлагает инновационные методы лечения, позволяющие достичь длительной ремиссии. Один из таких прорывов — генно-инженерная биологическая терапия.
Почему псориаз обостряется и как его лечить?
Псориаз связан с нарушением работы иммунной системы, что приводит к избыточному росту клеток кожи и воспалению. Традиционные методы (мази, фототерапия, системные препараты) эффективны, но не всегда обеспечивают долгосрочный контроль.
Что такое биологическая терапия?
Это препараты, созданные с помощью генной инженерии, которые точечно блокируют ключевые звенья воспаления. Они действуют прицельно, минимизируя побочные эффекты.
Ключевые темы лекции:
  1. Как работают биологические препараты и чем они отличаются от традиционного лечения.
  2. Кому показана такая терапия: критерии выбора пациентов.
  3. Где получить лечение?
  4. Эффективность и безопасность: какие результаты можно ожидать?
  5. Долгосрочное применение: как часто требуется введение препаратов?
  6. Жизнь во время терапии: советы по уходу за кожей и профилактике обострений.
Почему это важно?
Биологическая терапия позволяет:
  • Достичь чистой кожи у большинства пациентов.
  • Контролировать псориатический артрит и другие сопутствующие заболевания.
  • Улучшить качество жизни без ежедневного нанесения мазей.
Современная медицина дает возможность эффективно управлять псориазом.
«Почему выпадают волосы? Научный взгляд на проблему и современные решения»
Гаджигороева Аида Гусейхановна
д.м.н., руководитель научного отдела клинической дерматовенерологии и косметологии ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения г. Москвы»; доцент кафедры дерматовенерологии, аллергологии и косметологии МИ РУДН; президент ассоциации «Профессиональное общество трихологов», действительный член Европейского общества исследования волос, главный врач клиники эстетической медицины «Институт красивых волос»

Терещенко Галина Павловна
к.м.н., заведующая консультативно-диагностическим центром ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения г. Москвы»; доцент кафедры дерматовенерологии, аллергологии и косметологии МИ РУДН; член ассоциации «Профессиональное общество трихологов»
Волосы во все времена считались символом здоровья, молодости и привлекательности. Они играют важную роль в нашей жизни — влияют на самооценку, социальное восприятие и даже профессиональные возможности. Но волосы — это гораздо больше, чем элемент эстетики. Они представляют собой уникальную биологическую систему, чутко реагирующую на малейшие изменения в организме. Сегодня медицина рассматривает волосяной покров как своеобразное «зеркало здоровья», способное сигнализировать о нарушениях в работе различных систем организма. Трихология — специализированный раздел дерматологии, который изучает строение и цикл роста волос, физиологические особенности волосяных фолликулов, патологические процессы, приводящие к их выпадению.
В норме человек теряет от 50 до 100 волос ежедневно. Тревожным сигналом становится заметное увеличение количества выпадающих волос, изменение структуры волосяного стержня, появление участков поредения. По статистике, с проблемой алопеции (патологическое выпадение волос) сталкивается до 40% женщин и 70% мужчин в течение жизни. Это состояние не только вызывает эстетический дискомфорт, но и может быть симптомом серьезных системных нарушений.
Основные виды алопеции:
  • Гнездная (очаговая) алопеция — аутоиммунное заболевание, характеризующееся появлением округлых очагов облысения. Может поражать не только волосистую часть головы, но и другие участки тела. В тяжелых случаях приводит к тотальной потере волос.
  • Андрогенетическая алопеция — наиболее распространенная форма, обусловленная генетической предрасположенностью и действием андрогенов.
  • Диффузная алопеция — равномерное выпадение волос по всей поверхности головы. Часто возникает вследствие стрессов, гормональных нарушений, дефицита питательных веществ, или быть симптомом иммунных заболеваний.
Ключевые вопросы лекции:
  1. Выпадают волосы: когда необходима консультация специалиста
  2. Основные механизмы развития гнездной, андрогенетической и диффузной алопеций
  3. Актуальные методы лечения алопеций с доказанной эффективностью
  4. Место косметологических процедур в лечении выпадения волос
  5. Основные принципы рационального ухода за волосами
Современная трихология предлагает комплексный подход к решению проблем с волосами, сочетающий достижения доказательной медицины с индивидуальным подходом к каждому пациенту. Научно-обоснованные методы позволяют во многих случаях добиться значительных улучшений и стабильных результатов в восстановлении и поддержании здоровья волос.
«Особенности ухода за кожей в осенне-зимний период»
Костецкая Анита Владимировна
врач дерматовенеролог, косметолог, трихолог, аспирант и ассистент кафедры дерматовенерологии, аллергологии и косметологии МИ РУДН
С наступлением холодов кожа сталкивается с агрессивными внешними факторами: сухой воздух, перепады температур, ветер и мороз. Это может привести к обезвоживанию, шелушению, покраснениям и даже обострению хронических проблем (например, розацеа или дерматитов). Почему так происходит? Всё дело в эпидермальном барьере — защитном слое кожи, который первым принимает на себя удар.
Будут освещены такие темы, как:
  • Что такое эпидермальный барьер и как он работает.
  • Почему зимой кожа теряет больше влаги и как это предотвратить.
  • Какие компоненты в уходе особенно важны в холодный сезон (керамиды, жирные кислоты, гиалуроновая кислота).
  • Ошибки в уходе, которые усугубляют сухость и раздражение.
  • Как адаптировать уход за кожей в зимний период: очищение, увлажнение, защита.
«Старение: хорошее, плохое и неизвестное»
Сентябрева Александра Владиславовна
младший научный сотрудник научно-исследовательского института молекулярной и клеточной медицины медицинского института РУДН
Будут затронуты механизмы старения, происходящих при нем физиологических изменений (инфламэйджинг) и возраст-зависимых заболеваний с уклоном в нейродегенеративные процессы.
«Единичные клетки и единение душ»
Тулявко Влада Евгеньевна
сотрудник научно-исследовательского института молекулярной и клеточной медицины медицинского института РУДН
Как сделать из человека атлас?
На лекции про методы транскриптомики единичных клеток вы узнаете, как революционный подход позволяет учёным заглянуть в молекулярный мир каждой отдельной клетки и раскрыть секреты их функционирования. Обсудим не только основные принципы метода, но и его применение в персонализированной медицине. И куда же без баек? На лекции вы услышите много смешных историй из жизни сообщества Анализа единичных клеток ASCA (https://ascanet.org/) про жизнь учёных, строительство международных коллабораций и многом другом.
«Модельные животные: маленькие помощники для больших открытий»
Ганцова Елена Александровна
младший научный сотрудник лаборатории экспериментальной морфологии НИИ МКМ РУДН
От скромной дрозофилы до человекообразной обезьяны — кто помогает ученым совершать прорывы? На данной лекции мы узнаем, кто такие модельные организмы, и как они помогают изучать болезни, разрабатывать лекарства от смертельных заболеваний. У мыши, крысы, рыбки данио, червя C. elegans — у каждого своя суперсила, приходите на лекцию и узнайте какая!
«Клеточная терапия — революция в медицине»
Артемова Дарья Артемовна
младший научный сотрудник лаборатории молекулярной патофизиологии научно-исследовательского института молекулярной и клеточной медицины медицинского института РУДН, младший научный сотрудник лаборатории роста и развития НИИМЧ им. акад. А. П. Авцына ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского», ассистент кафедры гистологии Медицинского университета Петровского ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Клеточная терапия — это не фантастика, а реальность! В начале небольшой исторический экскурс, с чего именно началось целое направление исследований, посвященных активации клеток для терапии заболеваний. Поговорим о том, какие клетки могут помогать «лечить» то или иное заболевание. Затем обсудим какие существуют стратегии, методики клеточной терапии. И напоследок, будут представлены самые последние достижения в клеточной терапии, которые были получены в НИИ Молекулярной и клеточной медицины Медицинского института РУДН.
«Модифицируемые факторы риска злокачественных новообразований: легче предупредить, чем лечить»
Джуманиязова Энар Денисовна
врач-онколог, ассистент кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии медицинского института РУДН
Злокачественные новообразования (ЗНО) занимают лидирующие позиции среди ведущих причин смертности в промышленно развитых странах, после сердечно-сосудистых заболеваний. Снижение смертности от ЗНО в последние годы, в большей степени скорее связано с усовершенствованием методов диагностики, которые позволяют выявить заболевание на ранних стадиях, чем с прорывами в лечении, даже несмотря на значительные достижения в сфере противоопухолевой лекарственной терапии. При этом успех ранней диагностики и противоопухолевого лечения значительно варьирует в зависимости от типа ЗНО.
Развитие ЗНО зачастую обусловлено негативным воздействием факторов риска. В течение всей жизни на состояние здоровья человека воздействуют различные факторы. К факторам риска развития рака относятся употребление табака и алкоголя, нездоровое питание, низкий уровень физической активности и загрязнение воздуха. Также факторами риска рака могут быть некоторые хронические инфекции, и в странах с низким и средним уровнем дохода эта проблема стоит особенно остро. В 2018 г. примерно 13% случаев рака, диагностированных во всем мире, были ассоциированы с канцерогенными инфекциями, такими как Helicobacter pylori, вирус папилломы человека (ВПЧ), гепатит B, гепатит C и вирус Эпштейна-Барра. Вирусы гепатита B и C и некоторые типы ВПЧ повышают риск развития рака печени и рака шейки матки соответственно.
В настоящее время около 30−50% раковых заболеваний поддаются профилактике при условии исключения факторов риска и осуществления ряда научно обоснованных стратегий профилактики. Повышение осведомленности населения может способствовать изменению поведения и снижению риска развития ЗНО.
«Гены гениальности: что делает нас творческими?»
Карягина Виктория Евгеньевна
стажёр-исследователь лаборатории молекулярной патофизиологии научно-исследовательского института молекулярной и клеточной медицины медицинского института РУДН
Действительно ли гениями рождаются, а не становятся? На лекции узнаем может ли творчество быть заложено в генах. Разберём, как генетика и мозг влияют на нашу способность мыслить нестандартно. А также затронем разные аспекты креативности и методы ее измерения.
«Введение в хирургию»
Чернова Мария Наимовна
к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии им. И.Д. Кирпатовского медицинского института РУДН

  1. Определение и предмет хирургии: Рассмотрение основных задач и направлений хирургической деятельности.
  2. Современная хирургия: Ознакомление с основными направлениями хирургической специализации (сердечно-сосудистая, абдоминальная, нейрохирургия и др.).
  3. Перспективы развития: Обзор современных технологий и инновационных методов в хирургии, в том числе минимально инвазивных техник.
Лекции на выбор
Каверина Елена Валерьевна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медицинского института РУДН, доцент, руководитель профессионального студенческого объединения «Организаторы и лидеры здравоохранения» и одноименного СНК
Медицина и искусство: как творчество лечит и вдохновляет" (вариант названия: «Тайные диагнозы великих: что скрывают картины, книги, музыка?»)
В лекции мы поговорим о том как связаны между собой медицина и искусство. Узнаем чем болели великие люди и какие болезни скрывают герои картин, скульптур, книг и фильмов.
  1. Анатомия как искусство (Леонардо да Винчи, Рембрант и др)
  2. Болезни и живопись (Ван Гог, Фрида Кало и др)
  3. Медицина и музыка (Бетховен, Бородин и др)
  4. Литература и медицина (Чехов, Булгаков и др)
  5. Кино и медицина (кино и фильмы про врачей)
  6. Будущее (биоарт, VR-терапия)

«Великие пациенты: как болезни меняли историю»
На лекции мы погорим о том как порой болезни формируют характер и меняют мир. Как великим людям удавалось справляться с болезнями.
Примерное содержание:
  1. Правители и их недуги (Иван Грозный, Петр I и др)
  2. Гении науки и искусства (Эйнштейн, Вавилов, Достоевский и др)
  3. Болезни-загадки (Чайковский, Моцарт и др)
  4. Современные знаменитости (Стивен Хокинг и др)
  5. Как болезни формируют характер и меняют мир

«Медицина: необычные научные открытия, которые изменили мир»
Мы поговорим об открытиях, которые изменили не только медицинский мир, но и мир науки
  1. Открытия, сделанные случайно (пенициллин, рентген, наркоз)
  2. Животные, которые помогли науке (мыши, лягушки, собаки Павлова, овечка Долли)
  3. Наш организм (открытие ДНК, группы крови, микроорганизмов и др)
  4. Будущее (ИИ, редактирование генома, 3D-печать органов, заморозка органов, бессмертие?)

«Кругосветное медицинское путешествие: медицина от Африки до Азии»
На лекции мы отправимся в кругосветное «медицинское» путешествие по разным странам мира.
Мы посмотрим, как устроены больницы, поликлиники, аптеки в Замбии, Сирии, Албании, Монголии, Китае, Бразилии, Гаити, Шри-Ланке и других странах.
А также ответим на вопросы:
  • Чем отличается система здравоохранения в разных странах мира?
  • Как и чем лечат врачи разных стран? Кто готовит этих врачей?
  • Где традиционная медицина стала частью системы здравоохранения?

«Кто создает наше здравоохранение?»
Мы поговорим о том, кто формирует наше здравоохранение.
Мы поговорим о врачах — исследователях, организаторах, новаторах. О прошлых и настоящих. Обо всех тех, кто создает наше здравоохранение.
Мы постараемся ответить на вопросы:
  • Какие открытия изменили нашу медицинскую действительность?
  • Какие специалисты немедицинских профессий значительно повлияли на медицинскую отрасль?
  • Кто сейчас создает наше здравоохранение?

«История становления здравоохранения в России: От Руси до России»
Мы поговорим о том как развивалась медицина на территории современной России. Как, кто и чем лечил во времена Древней Руси, периода Московского государства, царской России, Советского Союза, современной России?
Мы узнаем, что такое земская медицина, познакомимся с принципами профилактического направления советского здравоохранения, узнаем какие тренды существуют сейчас в современной российской медицине.
А также лекция познакомит слушателей со следующими аспектами истории здравоохранения:
  • первые предпосылки формирования современной системы здравоохранения в России;
  • первые проекты в системе здравоохранения, заложившие основу современного здравоохранения;
  • российские врачи и исследователи, изменившие медицинский мир.
«Как должен выглядеть настоящий международный аналитик / международник?»
Данилов Виталий Алексеевич
к.и.н., доцент
Вместе с аудиторией 12+ лет и старше составим:
  • список качеств, которыми должен обладать настоящий международник
  • должен ли он владеть иностранными языками и какими?
  • как ему нужно одеваться?
  • какое образование должно быть у настоящего международника?
  • должен ли международник иметь вредные привычки, татуировки, быть участником рок группы?
«Место молодого ученого в рамках национальных проектов России»
Кряжева-Карцева Елена Валерьевна
к.и.н., заведующая кафедрой истории России
Лекция посвящена обзору позиций, определенных молодым ученым в рамках реализующихся национальных проектов.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
  • РУДН — самый многонациональный и многопрофильный университет России. У нас учатся граждане 160 стран, представители более 500 национальностей и народностей стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Европы и Латинской Америки.
  • 16 факультетов, институтов, академия, высшая школа. Технические, естественные, медицинские, экономические, гуманитарные — все направления представлены в РУДН.
  • РУДН — крупный научно-исследовательский центр: 200+ лабораторий, 40+ научных и научно-образовательных центров, 13 научных институтов. Собственная система управления научными проектами, поддержка научных коллективов, развитая сеть международных коллабораций, приглашение ведущих российских и иностранных ученых для проведения совместных исследований — в фокусе внимания РУДН как исследовательского университета мирового уровня.
  • РУДН — самый «зеленый» вуз России и 22 в мире в рейтинге UI GreenMetric. 50 гектаров земли, покрытых зелёными насаждениями, свой лесопарк и дорожки образуют развитую зелёную инфраструктуру, которая из года в год высоко оценивается мировыми экологическими рейтингами. Также РУДН — первый вуз России, где был создан экологический факультет.
Адрес:
ул. Миклухо-Маклая, 6

Сайт:
https://www.rudn.ru/